Храм Боробудур на острове Ява – симфония из камня

Храм Боробудур на полуострове Ява – симфония из камня Главные монументы индонезийской древности сохранились в большей степени на полуострове Ява. Это бессчетные индуистские и буддийские храмы, которые в Индонезии носят заглавие чанди. Самым потрясающим из их по праву считается чанди Боробудур, расположенный приблизительно в часе езды от Джокьякарты. Не случаем в мире этот храм именуют и восьмым чудом света, и симфонией из камня, и гимном Будде.
До сего времени не смолкают споры о том, что все-таки может значить само слово “боробудур”, и не вернее ли будет писать его как “баробудур.” Ученые пришли к согласию только в том, что состоит оно из 2-ух частей – “боро, либо бара” и “будур”. По одной из версий “бара” происходит от санскритского слова “вихара”, что означает комплекс храмов либо монастырей, а “будур” припоминает балийское “бедухур”, что значит “наверху”. Как следует, само заглавие можно расшифровать как “комплекс храмов на холмике”. По другой версии слово “боробудур” можно трактовать как санскритское “бхарабудда”, другими словами “огромное количество Будд”. 3-я версия говорит, что “Бора” это заглавие местности, а “будур” – значит “древность”. Всё совместно, как следует, переводится как “Старая Бора”, но что же это все-таки за “Бора” такая, никто не знает. Существует и другие, ещё более запутанные и противоречивые версии. Вобщем, оставим научные споры ученым и познакомиться лучше ближе с одним из огромнейших буддийских храмов за пределами Индии и Камбоджи.
Боробудур был построен в конце VIII – начале IX в. во время правления династии Шайлендра из суматранской империи Шривиджая. Храм сооружен вокруг естественного холмика, обложенного каменными блоками, и имеет вид ступенчатой пирамиды с основанием 123 м. и высотой около 32 м. А сначало высота от подножия до маковки некогда венчавшего храм шпиля превосходила 40 метров.
Огромное количество паломников и туристов раз в год посещают Боробудур, но ещё никому из их не удалось просочиться вовнутрь храма. Дело в том, что по сути это нереально – ведь Боробудур не имеет внутреннего места. Он состоит из основания, 5 нижних прямоугольных и 3-х верхних концентрических галерей, обращенных к размещенным невдали горам. С ними, кстати, связана одна из легенд о разработке Боробудура. Она говорит, что издревле полуостров Ява плавал по волнам мирового океана. Местные обитатели были этим очень обеспокоены, и потому полуостров пришлось прибить гвоздем к центру земли, чтоб он случаем не уплыл куда-нибудь. Равномерно вокруг этого гвоздя сформировался бугор, и уже вокруг этого холмика был построен Боробудур. Место вокруг гвоздя стало понятно как равнина Кеду, ее “обрамляют” горы-близнецы Мерапи и Марбабу на востоке и Сумбинг и Синдоро на северо-западе. Краса действующего вулкана Мерапи, заглавие которого и происходит от слова “огнь” (api), воистину затмевает все вокруг. Над остроконечной верхушкой Мерапи повсевременно висят клубы дыма, а в ясную погоду этот один из самых активных в мире вулканов ясно виден прямо с Боробудура. Если с верхушки храма поглядеть на окружающую его горную цепь, то можно будто бы различить огромные черты лица какого-то человека, возлежащего на верхушках гор. Согласно преданию, это не кто другой как создатель Боробудура Гунадарма, чье имя значит “он сделал добро”. Уже много сотен лет Гунадарма отдыхает, охраняя свое творение, в каком он наглядно воплотил учение Будды, призванное посодействовать человеку освободиться от земных страданий.
Храм Боробудур на полуострове Ява – симфония из камня Боробудур – это воплощенная в камне философия буддизма, типичная модель вселенной. Девять ярусов храма символизируют ступени, которые проходит человек, до того как освободиться от грешного круга прозаических страданий, вырваться из лабиринта нескончаемых перерождений, очиститься и достигнуть нирваны, другими словами абсолютного покоя. Это камадхату – сфера желания, рупадхату – сфера телесной формы и арупадхату – сфера небесного, либо бестелесного. Буддисты веруют, что, если человеку удалось вырваться из этого лабиринта, после его погибели душа отделяется от тела, перевоплощается тыщи раз и, в конце концов, находит покой в нирване.
Основание храма, сейчас заложенное каменными плитами, представляет собой самый нижний, греховный уровень, заполненный болью и чувственными желаниями. По одной из версий 160 рельефов основания, содержащих садистские и сексапильные сцены, были закрыты из-за их исключительной пошлости. Но большая часть ученых придерживаются представления, что нижний уровень пришлось закрыть для того, чтоб укрепить основание храма, которое начало равномерно проседать под своей тяжестью. На данный момент специально для гостей сняли несколько плит, чтоб дать возможность стопроцентно оценить план создателей Боробудура.
Храм нацелен по четырем странам света, при этом любая сторона имеет собственный вход и лестницу. Но по традиции центральным считается вход с востока, и конкретно оттуда начинается повествование, воплощенное в рельефах второго уровня, общая длина которых превосходит 5 км. Конкретно эти рельефы, отличающиеся серьезной, уравновешенной композицией и связанные единым ритмом сюжетного повествования, составляют славу и гордость величайшего буддийского храма. Невзирая на то, что рельефы второго уровня Боробудура повествуют о жизни Будды, об шагах развития буддизма, о деяниях человека и их связи с кармой, согласно которой положение человека в истинной жизни находится в зависимости от его поведения в прошедших существованиях, эту часть храма полностью можно именовать энциклопедией жизни яванцев VIII века. По ним гость может живо представить для себя ежедневную жизнь, обычаи, еду, животных, средства передвижения, музыкальные инструменты яванцев, живших тринадцать веков вспять. Иногда изображения так документальны, что могут служить источником инфы для ученых. Так, к примеру, на базе рельефа, повествующего о путешествиях царевича Хиры, проповедовавшего философию буддизма, удалось реально воссоздать модель старого яванского корабля.
Но чем выше подымается гость, тем паче плоскими, графичными и отвлеченными становятся рельефы, так как по плану создателей душа равномерно освобождается от всего мирского. Человек, который поначалу идет как будто по открытому сверху туннелю, по стенкам которого в два ряда тянутся бесконечные рельефы, расположенные в два яруса, равномерно вроде бы покидает земные пределы и перебегает на открытые концентрические террасы, символизирующие небесные сферы – 3-ий уровень храма. Тут нет других украшений, не считая симметрично расположенных фигур Будды, укрытых ажурными колпаками в форме огромных колоколов. 70 два колпака, скрывающие 70 две скульптуры, именуются ступами. Через решетчатые стены каменные будды сразу и видны, и не заметны, от чего чувство действительности равномерно стирается. Согласно плану, это должно символизировать переход от телесного состояния к внетелесному. Предание говорит, что, если дотронуться до Будды, сидячего в позе лотоса снутри ступы, то можно обрести счастье и благополучие. Более “действенным” считается касание огромного пальца ноги либо пятки.
В прежние времена общее число статуй Будды на нижних и верхних галереях храма достигало более 500. Но к несчастью, время и землетрясения нанесли святилищу невосполнимый урон. Не последнюю роль, кстати, сыграли и люди – в колониальный период тут плотно работали охотники за антиквариатом, и в итоге многие скульптуры были похищены похищены, чтоб стать украшением личных коллекций в богатых домах Европы и Америки.
Храм Боробудур на полуострове Ява – симфония из камня Верхушку храма венчает стопроцентно закрытая ступа высотой семь метров. В ней находится последняя, наибольшая скульптура Будды, которую нереально узреть. С этой скульптурой связана ещё одна из бессчетных загадок Боробудура, которые до сего времени вызывают споры в научных кругах. Дело в том, что когда храм был найден в первый раз, скульптуру, у которой не было головы, отыскали лежащей на полу. По одной из версий, голова откололась во время землетрясения, когда-то разрушившего храм, но отыскать её так и не удалось. Само по себе это достаточно удивительно, ведь впечатляющие размеры ставят под колебание возможность того, что она была кем-то увезена, как вышло с другими, не такими большими скульптурами. По другой версии скульптура вначале не была закончена по каким-то причинам. И если так считать, то финишная точка в строительстве храма была поставлена только спустя несколько веков после начала строительства, когда во время реставрации центральную скульптуру Будды установили, в конце концов, на созданное для неё место.
История восстановления Боробудура началась около 200 годов назад, когда 1814 году британец Т. Раффлз, представитель колониальных властей на Яве, вызнал, что неподалеку от Джокьякарты находится полуразрушенный каменный бугор, представляющий из себя развалины старого храма. К этому моменту храм уже несколько веков был заброшенным. Землетрясения и извержения вулканов засыпали его землей и пеплом, а буйная тропическая растительность довершила дело, полностью скрыв Боробудур от человеческих глаз. По поручению Т. Раффлза в 1815 году начались раскопки, 1-ый период которых закончился в 1911 году. В итоге этих работ, но, состояние храма совсем не стало лучше, а быстрее напротив усугубилось, так как к его камням получили доступ не только лишь тропические дождики, да и охотники за древностями. Пористый камень андезит впитывал воду, как губка, грунтовые воды свирепо подмывали основание храма, а вандалы растаскивали на сувениры скульптуры.
2-ой шаг реставрации Боробудура начался в 1969 году, когда реставраторы пошли на риск и разобрали храм, чтоб спасти его от разрушения. Объем работ был колоссальным. Все камешки, скульптуры, барельефы переписали, почистили подшлифовали, а позже покрыли особым защитным веществом и собрали вновь. Из разбросанных вокруг 10 тыщ камешков было вытесано и уложено около 5 тыщ новых фрагментов-заменителей, помеченных белоснежной краской. В общей трудности на реставрацию храма ушло около 15 лет, но величайшее творение людского гения удалось сохранить для будущих поколений. Почти во всем удачному окончанию работ содействовал технический прогресс. Все информацию о весе, размере, форме и цвета каждого камня, каждой плиты кодировали и записывали в компы, чтоб потом безошибочно найти, что куда положить, и какой конкретно статуе Будды принадлежит та либо другая голова из валяющихся у подножия храма (это совершенно не шуточка: до начала реставрации Боробудура 280 из 504 статуй Будды были без голов).
В процессе работ было подсчитано, что на сооружение храма ушло 55 тыщ кубических метров камня. Безымянные строители, не знавшие извести и цемента, плотно укладывали каменные блоки, скрепляя их при помощи замка – соединения выступа 1-го камня с выемкой другого. Но до конца разгадать потаенны строительства Боробудура так и не удалось. До сего времени не найдена, например, каменоломня, где добывали и обрабатывали каменные блоки, из которых сложен храмовый комплекс.
В прежние времена равнина Кеду, где размещен храм, числилась священной. Не считая Боробудура там практически сразу было построено два других буддийских храма – Медут, в 3-х километрах от него, и Павон, в полутора. Все три они составляют единое целое.
Сейчас храмовый комплекс Боробудур на Яве завлекает не только лишь туристов, да и бессчетных буддийских паломников. Расположившись на холодных камнях, люди непроизвольно запамятывают о ежедневных тревогах и погружаются в себя. Тишь и покой. Если они и могут сниться, то лишь на террасах Боробудура – застывшего надолго каменного гиганта. Естественно, чтоб впитать исходящую от храма энергию умиротворения, необходимо настроить себя на соответственный лад. Но увидено, что даже самые энергичные гости постепенно успокаиваются на старых плитах, и воцаряется тишь. Ею закутаны застывшие в толще веков и устремившие взгляды на все четыре стороны света каменные Будды.

Аналогичный товар: Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.