Узбеки махнули крылом

Узбеки махнули крылом
На Россию надвигается новый дефолт — самолетный

Особенность государственного бизнеса на постсоветском пространстве состоит в том, что теперешние производители не стремятся кого-то догнать либо перегнать. Для этого нужна очень отменная и современная техника. Это трудно и хлопотно, так как мыслить нужно. Еще проще под шумок впарить партнеру то, что осталось от прежнего богатства.
Нечто схожее происходит и с нашими обещаниями заплатить чехам по долгам самолетами. В прошедшем году меж Россией и Чехией было подписано межгосударственное соглашение о погашении к 2005 году нашего муниципального долга. Часть суммы Наша родина обязалась выплатить не средствами, а имуществом. А именно, чехи согласились принять от Рф новый грузовой самолет “Ан-70” украинской разработки. Но за границей в ближайшее время все почаще высказываются сомнения в том, что Наша родина сможет в срок предоставить готовую к эксплуатации технику. Время течет, а самолета все нет. Очень “сырой” оказалась новенькая машина. В опытнейшем образчике выявлено более 400 недочетов. А два “Ана” даже разбились: один при испытаниях в Киеве, другой — в Сибири. Логика ординарна: раз тесты заходят в тупик, то и до серийного производства далековато (по неким оценкам — 5—7 лет), а означает, расплатиться по долгам в срок Наша родина не сумеет. Пора лупить тревогу.
В нашей стране, очевидно, эта ситуация не осталась без внимания. В околоправительственных кругах нашли, что не считая неудачливого “Ан-70” существует более надежный “Ил-76МФ”. Тоже почти во всем новый самолет. Это современная модификация обширно известного в Русской армии “Ил-76МД”. У новейшей модели более массивные и современные моторы и длиннее на 6 метров, чем у предшественников, фюзеляж, а означает, грузов самолет может поднять никак не меньше новых “Анов”. Не считая того, его движки позволяют беспрепятственно летать в Европу и гремят существенно меньше других наших самолетов. Казалось бы, чего проще: довольно поменять в межправительственном договоре марки самолетов — и никаких заморочек. Сходу после того, как в сентябре русские летчики с фуррором показали самолет своим чешским сотрудникам, там заговорили, что российские специально 18 месяцев водили чехов за нос, пряча от их по-настоящему достойный летательный аппарат.
Но по сути все еще труднее. Полностью готовый к серийному производству самолет “завис в воздухе”: его никак не могут поделить российские военные и узбекские производители. В случае с “Аном” все понятно: хоть и по заказу русских военных, но создавался самолет все-же в самостийной Украине. А тут? При чем здесь узбеки? Самолет ведь чисто русский.
Коллизия все же ординарна. Пока в Рф и Чехии решали, как быть с русскими долгами, наша страна вела межгосударственные переговоры с Узбекистаном о предстоящем сотрудничестве в области авиации. Как понятно, в Ташкенте существует завод, который многие годы создавал самолеты, разработанные в конструкторском бюро Ильюшина. А именно, это предприятие должно начать серийное создание улучшенного “Ила”.
На уровне компаний соглашение издавна достигнуто. Но на уровне правительств 2-ух государств решение всегда откладывается. Очередной раз эта неувязка пропала из повестки заседания полторы недели вспять. Уже позднее глава правительства Республики Узбекистан сознался, что для настолько больших переговоров это очень маленькая неувязка.
И все же без межправительственного решения испытаний не завершишь. Чтоб самолет получил муниципальный сертификат, нашим военным осталось совершить всего восемь полетов. Но узбекский завод — формальный собственник самолета — сам летать не может и другим не дает. Стало разумеется, что новый “Ил” попал на обыденный восточный рынок. На одной чаше весов оказалась репутация Рф как заемщика, на другой — желание Узбекистана без помощи других вести торговлю современной техникой. Они уповают, что чем поближе час нашей расплаты с чехами, тем позиции их производителей посильнее. Хотя они и так получат около 80% цены самолета. Рф достанется только 5%.
Как стало понятно “МК”, русская сторона в ответ начала интенсивно учить возможность пуска производства этого самолета на другом заводе, сейчас уже у себя дома, в Воронеже. Может быть, хотя бы к 2005 году нам получится выстроить и пристроить другой самолет. С развалом соцлагеря наша страна растеряла авиарынок в Европе, так что возвратиться на начальные позиции было бы прибыльно и перспективно. За чехами могут последовать поляки, а там, глядишь, и немцы захочут полетать на наших самолетах.
Но не исключено, что эта история может окончиться очень грустно: оба самолета окажутся неготовыми для реализации, и Наша родина обязана будет рассчитываться кое-чем еще. Может быть, к тому времени у нас в загашнике найдется нечто высокотехнологичное. Но вероятнее всего все завершится обыденно: чехов зальют нефтью либо газом, которые они будут реализовывать заместо нашего хай-тека.

Александр Юров

Аналогичный товар: Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.