400 км до озера Селигер издавна закончили быть препятствием для тех, кто по выходным предпочитает огромную воду. Потоки машин движутся из Москвы. с каждым летом все дальш еи далее от тех мест, где водоемы не выходят из берегов от несметного числа яхт, серфов и просто купающихся.
Модель спортивная, подвеска может показаться жестковатой», – предупредили меня в салоне, вручая ключи от 3-х дверного купе Citroёn С4 с двухлитровым движком мощностью 180 л.с. Напрасно беспокоились. Для резвого прохождения участка Зеленоград–Осташков оказалось в самый раз. После Торжка населенных пт не достаточно, машин тоже. Покр машину с мягенькой подвеской раскачивало бы в поворотах.
По расстоянию Торжок – середина пути, а по времени… Из 4 часов один теряем на выезде из Москвы, 1-ые 40–60 км ползем на первой передаче. Перед Шереметьево-1 образовалась штатная пробка и рассосалась только после Темной Грязищи. Метров на 500 машины выстраиваются обычно у светофоров перед Зеленоградом и Солнечногорском. Все это происходит в субботу днем, и я снова корю себя за то, что не выехала в самое удачное время – в пятницу поздно вечерком, когда солнце уже не слепит и трасса пустеет.
Лихачам поубавить спеси посодействуют гаишники, коими питерская трасса кишит, в особенности в Завидово. Многие шутят, что ездить по М10 очень недешево, потому предпочитают Москву-Ригу. Расстояние фактически то же, а пикетов меньше. Я же упорно пищу по дороге, которую люблю с юношества, места «засад» издавна известны. А рижская трасса хороша только 1-ые 100 км, до Волоколамска. Далее – по одному ряду в каждую сторону.
Придорожная торговля не завлекает. Цены издавна сравнялись с столичными, а самобытных вещей не отыскать – все издавна унифицировано. Ягоды с придорожных огородов, сами осознаете, при таковой загрузке трассы просто ядовиты. Раздельно стоящие кафе оккупированы дальнобойщиками. Единственное место, где они растворяются посреди бессчетных автотуристов и одетого в униформу персонала, – большой зал кафе «Пит-стоп» меж Тверью и Торжком.
Подкрепившись, едем далее. На 213-м километре (спидометр обнулен на выезде из Москвы) с М10 берем левее – на А111 на Торжок и далее по указателю на Осташков. Бензоколонки становятся редкостью – через 60 км в Кувшиново, последующая – еще через 60. Рекомендую последующие деяния – выехав из Осташкова, миновать старенькую колонку, так как через 3 км будет новенькая. Тут нужно заправиться при всех раскладах, так как начинаются леса, поля, дебри. Даже если попадется АЗС, 95-го там не окажется – не пользуется спросом посреди местного населения.
На 354-м км портит пейзаж пирамида Голода, но она показывает, что вы верно выехали на Свапуще. Это – на 390-м км. Через два километра – указатель на базу «Вершина Селигера», до нее еще 3. На Селигере много роскошных личных баз, но эта приманила нас возможностью переночевать на сеновале. Он подготовлен к приему гостей в качестве сельского аттракциона, но никто пока так и не отважился его испытать. Мы стали первыми. Страшилась, что закусают комары, но на удивление, не оказалось ни 1-го. Я наконец выспалась.
Хозяйка базы Ира произнесла, что к последующему приезду подготовит новый сюрприз – «русское SPA»: укладывание на берегу, обертывание льном в козьем молоке, травкой… Обещала 2-ое рождение.
Из увлекательных мест в окружении – Волговерховье и Нилова пустынь. Волговерховье – это деревня в несколько домов. Исток Волги оформлен малеханькой древесной часовней. В XVII веке на этом месте стоял Спасо-Преображенский мужской монастырь, а в XVIII веке сгорел, и монахи были приписаны к Ниловой пустыни. Но паломничество к истоку не прекращалось. Тогда построили Ольгин монастырь – от него остались древесная Никольская церковь и монумент Николаю Чудотворцу. Сначала прошедшего века из красноватого кирпича выстроили Спасо-Преображенский собор. Во время войны немцы устроили в нем конюшню, поэтому и не подорвали. От Свапуще до Волговерховья 20 км по неплохой грунтовке. Она зигзагообразная и покатая, так что гнать не стоит.
Поворот на Нилову пустынь – на заезде в Осташков со стороны Москвы. До монастыря 18 км роскошного асфальта. У ворот предстоит выдержать атаку угрожающего вида торговцев, с вызовом оглашающих безрассудную стоимость на рыбу и сувениры.
В XVI веке на небольшом полуострове появились 1-ые монастырские древесные постройки. 28 лет там в отшельничестве жил Нил Столобенский. Молвят, практически совершенно не спал, только молился. Его именованием и окрестили мужской монастырь, который стал вторым по величине после Лавры. В XIX веке паломников в Нилову пустынь было чуть ли не столько же, сколько к Гробу Господню.
Из Ниловой пустыни – в серф-лагерь на озеро Волго – ведь большая часть людей движутся за 400 км от Москвы конкретно для того, чтоб заняться серфингом. Для этого нужно выехать назад на дорогу А111 в сторону Торжка, через 15 км свернуть по указателю на Селижарово, через 10 км – вправо на Селище, далее 6 км убитой дороги до магазина «Ветерок», еще пару км левее по мерзкой грунтовке – и мы в палаточном городе на берегу Волго.
Обыденных атрибутов скопления нашего народа на пленэре – радио «Шансон», плевков под себя, мата, детского рева – тут нет. Малыши есть, но они как иноземцы – размеренные и радостные. За 420 рублей вы сможете получить в серф-лагере постой с ночлегом, пищей и стоянкой для машины. Не желаете платить – разбивайте свою палатку вблизи. В выходные прокат доски с парусом стоит 300 рублей в час, «чайникам» полагается бесплатный урок. Мы приехали в воскресенье вечерком, народу в лагере оставалось всего-то человек 100 – пустыня по сопоставлению с субботой. Не успели спуститься на сберегал, как налетел шквальный ветер, резко стемнело, ливанул дождик. Другими словами наступил праздничек. Люд кинулся к своим парусам – и на воду. Мы в стороне не остались…
Назад выезжаем в пн днем. На центральной площади Селижарова скульптура Ильича вскинутой рукою показывает на мост, съехав с которого влево и проехав 23 км попадаем к Оковецкому святому источнику. Круглый год температура в нем 4–7 градусов. Чтоб все было отлично, нужно погрузиться трижды с головой. Можно попить и взять с собой. До Москвы домчитесь так, что и дороги не заметите – машин-то в пн практически нет.
Лена Новикова
Машину предоставил автосалон официального импортера Citroen «Атлант-М Вуатюр»,
тел. 909-00-00, 626-87-65
Бюджет
Бензин – 1610 руб.
Две ночи в серф-лагере с питанием и стоянкой для машины – 840 руб.
Прокат снаряжения для виндсерфинга – 1200 руб. за 4 часа
Питание в дороге – 500 руб.
Итого: 4150 рублей за 3 денька
Как добраться
До «столицы» Селигера – г. Осташкова – 340 км от МКАД по Ленинградке либо 350 – по шоссе Москва–Рига.
Где тормознуть
Кровать в солидном доме деревни Залучье – 300 руб.
Двухкомнатный люкс на базе «Вершина Селигера» – 3900 р. с 3-разовым питанием.
Палатка в серфлагере на озере Волго – 70 р (без питания). Стоянка – 60 р.
Где заправиться
На выезде из Москвы довольно заправок ТНК, ВР, Лукойла с полным набором услуг. Литр А-95 – от 18.90 до 19.20. Чуток дешевле – 18.40 – бензин стоит на заправках ЕР, но встречаются они изредка и лишь на питерской трассе.
Где поесть
В 10 километрах после Твери в сторону Питера у левой обочины кафе «Пит-стоп» с броской вывеской. Борщ – 35 руб., мясо «пит-стоп» – 85 руб., пирог с повидлом – 10 руб. Для любителей фаст-фуда: последний после Москвы «Макдоналдс» – в Клину.
Придорожная торговля
68-й км – магазин «Горячий хлеб» в Клину. Простые батоны умопомрачительно смачны.
через 70 км после Торжка начинается торговля червяками. 50 руб. стакан.
копченый угорь – 300 руб.
мясо для шашлыков везите с собой из Москвы. В округах Осташкова если и отыщите, то нехорошее и драгоценное.