С Богом за пазухой

С Богом за пазухой

С Богом за пазухой На юге Архангельской области есть место особое, если не сказать волшебное. Тут что ни дерево – то исполняет желания, что ни роща – то священная, что ни храм – то эталон российского древесного зодчества. Даже если он такового размера, что войти в него может только один человек, ну и то на коленях… Кенозерский государственный парк – живописнейший уголок Российского Севера, где природа и человек за многолетнюю историю научились слышать и осознавать друг дружку.

От Москвы до станции Плесецкая поезд идет более 17 ч. В Плесецке нужно пересесть на автобус, что следует до деревни Вершинино, там находится административный центр Кенозерского государственного парка. Дорога сюда займет еще около 4 ч. При всем этом в пути следования поначалу пропадет асфальт, потом пропадет телефонная сеть. Вобщем, по мере удаления от Москвы признакам цивилизации перестаешь придавать значение. А после переправы по военному понтонному мосту через реку Онегу память огромного городка и совсем практически сотрется: пейзажи тут таковой красы, что от наплыва эмоций слезы подходят к очам…

В 2004 г. Кенозерский государственный парк был включен во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, получив, таким макаром, официальное признание как богатство всей планетки. Это территория с таежными лесами и множеством водоемов: озер, рек и ручьев тут насчитывается около 300. Водятся тут и одичавшие животные, и рыба, а обилие птиц завлекает орнитологов со всего мира. Посреди пернатых есть примечательные экземпляры: гусь-пискулька и орлан-белохвост, занесенные, меж иным, в Красноватую книжку.

В деревне Вершинино – центре северного сектора Кенозерского парка – можно поселиться в маленький гостинице либо в гостевых домиках, именуемых кордонами. Желаете попариться? Баня во дворе, мосточки от нее ведут прямиком в Кенозеро. В местном кафе подают ординарную деревенскую еду – творог, сметану, пироги-рыбники (это когда в тесто заворачивают полностью щуку либо налима), а еще ароматный чай со сказочными колобками.

Вкусив еды телесной, тут просто и естественно переходишь к еде духовной. Ведь другая ценность парка – историко-культурные монументы, посреди которых уникальные древесные церкви и часовни XVII–XIX вв.

С Богом за пазухой Типичная «визитная карточка» Кенозерья – часовня XVIII в. Святого Николая, что стоит в Вершинине на высочайшем пригорке. Снутри нет дорогого алтаря – убранство самое обычное: иконы с полотенцами, домашние половички и занавески на окнах. Но когда поднимаешь голову, видишь то, что тут именуют «небом». Это особенная форма потолка, схожая на солнце с расходящимися лучами. Подобные потолочные перекрытия – доски-клинья, расписанные на библейские сюжеты на голубом фоне, – были свойственны для северной российской архитектуры начиная с XVII в. Они не совершенно похожи на классические иконы – лица святых очень «человеческие», нередко наивно-трогательные, какие-то домашние. Расписывали их местные мастера, либо «красильщики», как их называли фермеры. Грозный климат и исторические катаклизмы не содействовали сохранности культовых сооружений, но на местности Кенозерского парка «выжили» 39 часовен, в 15 из их сохранились расписные «небеса».

Все, что уцелело до наших дней, было сфотографировано и кропотливо описано в 2009 г. и совместно с другими уникальными материалами вошло в книгу-альбом «Небеса и округи Кенозерья». Это базовое исследование позволило в первый раз зафиксировать все сохранившиеся на местности парка храмы и часовни, «небеса», иконостасы, значительную часть икон. Таковой необыкновенный подарок парку, переданный в виде тиража издания, сделал Благотворительный фонд В. Потанина.

Стоит увидеть, что исследователи издавна интересовались кенозерскими монументами, некие из их даже подвергались реставрации (а именно, в 90-е годы при помощи норвежских профессионалов). В 2008 г. Кенозерский государственный парк стал победителем конкурса Фонда Потанина «Первая публикация». Формально заявка парка не отвечала стопроцентно требованиям программки, посвященной публикации музейных реликвий – практически неизученных, но представляющих бесспорную историческую и культурную ценность. Сотрудники парка в качестве материала представили не музейные экспонаты, а «живые» предметы убранства церквей и часовен, расположенных на местности Кенозерья. Все же специалисты конкурса взялись за реализацию данного проекта, который в итоге вышел далековато за рамки сбора материала и печатания книжки.

С Богом за пазухой Все кенозерские храмы и часовенки живые – сюда приходят люди со своими радостями и горестями, тут зажигают свечки и читают молитвы сами деревенские обитатели, если на селе нет священника. В конце концов, сюда приносят «заветы» – платки, полотенца, самодельные иконки – собственного рода жертвоприношения, материализованные молитвы, простодушные и умеренные, как и сами обитатели этих мест.

Многие храмы можно было бы принять за почерневшие деревенские избушки, если б не макушки на тонких «шейках» либо колоколенки. Уменьшительно-ласкательные имена здесь сами собой просятся с языка, вот и местные обитатели именуют свои часовенки с любовью: «Николушка», «Варварушка»… Вообщем, для верующих фермеров строить «свои» домашние часовни было необходимостью, продиктованной жестокими критериями жизни. Деревни тут разбросаны в глухих лесах либо на островках, добраться до которых можно только по воде, а в межсезонье – и совсем никак. Вот и стали местные обитатели строить крохотные храмы без алтаря – себе, для души, без мысли кого-либо поразить либо затмить. А заодно и без благословения духовного начальства.

– И плевать они желали на запреты! – комментирует директор государственного парка «Кенозерский» Лена Шатковская. – Местные обитатели ведь как рассуждали: большой Бог далековато, он, может, и не услышит, а небольшой – всегда рядом, у тебя за пазухой. Вот и ставили рядом со своим жилищем маленькие часовни, посвящая их тем либо другим почитаемым святым.

В прекрасной и аккуратной деревне Зехново стоит часовня XVIII в. Святого апостола Иоанна Богослова. Тут же, на перекрестке дорог, высится поклонный крест для путников, а недалеко от него – священная сосна, обняв которую, каждый может попросить священное. Такое вот смешение верований и традиций… Вобщем, тут это смотрится полностью естественно: природа – неотъемлемая часть ежедневного существования. Местные обитатели также убеждены, что тут лежит камень со следком малеханького Христа, на который они по старой традиции кладут ягоды и конфеты. Тут же течет «умный» ручей, напившись из которого, обязательно наберешься разума. А если кто из путников захотит поумнеть – пожалуйста, берестяные стаканчики бережно развешены на примыкающем дереве.

С Богом за пазухой Около деревни Тырышкино, в лесу, стоит самая малая часовня-крест Успения Пресвятой Богородицы – она так миниатюрна, что войти в нее можно, только опустившись на колени. И рядом – большая прекрасная часовня Параскевы Пятницы, построенная в конце XVIII в. и призванная приостановить падеж скота. Параскева – целительница, помогающая при томных телесных и духовных недугах. Она также считается покровительницей брака и родов – тут сохранились тканые заветы с прошедшего и даже позапрошлого веков! К примеру, наряд жены 30-х годов прошедшего века, принесенный в дар Богу, чтоб домашняя жизнь сложилась счастливо.

Заветы приносятся в часовню как благодарность за услышанную и исполненную молитву с просьбой, к примеру, о ниспослании малышей, достатка либо об исцелении от недуга. Внесенные в один прекрасный момент в часовню, они уже не могут быть вынесены назад, так как принадлежат Богу, Богоматери, святым.

Умопомрачительная история у «неба» из часовни Николая Чудотворца в селе Усть-Поча. Пару лет вспять старший научный сотрудник парка Марина Гусева сделала принципиальное научное открытие: осматривая «небеса» в часовне в собственном родном селе, она рассмотрела, что они подписаны художником! Это произвело сенсацию: оказалось, что это единственное «небо» с авторской подписью. Подпись говорила: «Писаны сии небеса в 1881 году живописцем Федором Захаровым Иоком. Отроду 17 лет мастер». Позже удалось узнать, что, невзирая на молодость мастера, его кисти принадлежат еще несколько «небес» в окружении. Находка в рамках программки «Первая публикация» была выслана в Москву, где прошла реставрацию во ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Там же была организована выставка «Небеса ручной работы», ставшая событием культурной жизни столицы. А потом отреставрированное «небо» возвратилось в родную часовню.

С Богом за пазухой …Из Кенозерья возвращаешься будто бы из другого мира, где нет дней недели, понятий личного и публичного, где любые травинка либо дерево могут настолько не мало поведать, где люди могут жить в гармонии с собой и с природой. Конкретно молитвами этих людей Кенозеру и удается сохранять уникальную связь времен – ту, что лежит в базе подлинной культуры.

Прикоснуться к этой культуре можно на веб-сайте http://kenozerie.ru/, где выложен документальный кинофильм «Кенозеро: небесные часовни и земные хранители». В его базе – рассказы и мемуары местных обитателей, связанные с часовнями. Тут же можно полистать и 564-страничный том об одном из умопомрачительных мест на планетке.

Наталья Дорошева
Фото: Натальи Дорошевой

Аналогичный товар: Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.