Неведомая Монголия

Неизвестная Монголия.

Неизвестная Монголия. Неизвестная? у кого не вызовет удивления этот заголовок! Монголия 10-ки лет была практически нашей республикой. Кто ж её не знает! Старая страна с территорией более полутора миллионов квадратных км меж Россией и Китаем. В ней пустыня Гобиодна из обширнейших пустынь мира. Когда-то эта страна породила монстра Чингисхана. Но, это было издавна, семь веков тому вспять. А недавняя ее борьба за независимость переплелась с революцией в Рф, Монголия, минуя капитализм, шла в социализм. Что стало с революцией в Рф весь мир знает, а что с Монголией дай Бог хотя бы монголам разобраться. Демократических партий много, а на выборах 2 июле с.г. в Народный хурал 72 из 76 мест получили коммунисты. Вея страна из контрастов. и неожиданностей.

Всесущие велотуристы Запада в особенности с Монголией не цацкались. Забираясь в настолько далекие края, проезжали Монголию поперек, по пути в Китай. И то сказать: всю страну прошли, в столице побывали… В 1992 году команда татарских велосипедистов «5 пальцев», возглавляемая Жаргалсайханом Ганболдыном, проехала из Улан-Батора через Москву в Европу. Московские велоклубы привечали и помогали им.

В 1994 году наш велотурист Н.Зимин решил посерьезнее внедриться в Монголию. Вдвоем с неплохим доктором и суровой спортсменкой Эльвирой Аскаровой они залетели на юг Монголии, в Саиншанд и проехали на великах по пустыне Гоби 300 км в направлении Даланзадгада. Ехали, пока была дорога до Хатанбулака. На большее их велосипедов не хватило, сломались колеса см. «Вечерняя Москва», 9.12.94/.
Мне представилось заманчивым проехать Монголию повдоль, всю, из конца в конец. Рельеф страны контрастен: север снежные хребты Алтая, Саян; юг пустыня Гоби. В широтном маршруте, проложенном через столицу Улан-Батор оба эти вида рельефа будут представлены с достаточной полнотой, будут окутаны местности большинства татарских аймаков. Фактически маршрут прошел от нашего Забайкальского Нерчинска через пограничный КПП Соловьёвск и аймачные центры Чойбалзан, Ундерхаан, столицу, Улан-Батор, Арвайхээр Баянхонгор, Гоби-Алтай, Ховд, Улгий с выходом на Чуйский тракт в Ташанте. Посещение первой столицы Чингисхана Хархорина заводило и на земли аймаков Булган и Архангай. Общая протяженность маршрута 4273 км, длительность 41 денек, плюс время переезда по стальной дороге в Читинскую область и возвращение из Алтайского края в Москву.

Заезд в Монголию принципно вероятен через 26 пограничных пт, большая часть из которых обслуживают приграничные регионы, а для сторонних требуется согласование с Федеральной пограничной службой. Для заезда на западе /Ташанта/, центре /Кяхта/ и востоке /Соловьевск/ достаточны загранпаспорт и виза, которая выдается по приглашению принимающей стороны и обходится при месячном сроке деяния в 20 либо 50 баксов /срочная/. Ташантинский заезд прошлым летом осложнялся опасностью объявления ящурного карантина. Заезд с востока благоприятен велосипедистам и доминированием в летний период ветров восточного направления. Замечу, что мне статистика не посодействовала. Или по личным причинам я не увидел этих восточных ветров, или «по закону пакости» из безмерно горячей Европы дули встречные ветры и разогревали Центральную Азию до белоснежного каления при светлом небе. Сложилось воспоминание: облака появляются в этих местах с закатом солнца, к ночи они сгущаются в тучи. Гром, молнии, нередко ночной дождь, но недолгий, а то и просто моросящий. Днем удовлетворенность: облачность, жгучего солнца можно не бояться. Но солнце выпаривает облака и часов с 9 властвует в небе безраздельно. Утренний ветер выжидает: кто одолеет? Разгуливается равномерно, вроде бы размышляя, дуть, как предписывают географические атласы, либо выбросить какой-либо фортель. Никто ему не препятствует, и он поднимает маленькую песчаную бурю. И опять никакого противодействия… Тогда чего же, и стараться. Шквалу не любопытно и он скоро утихомиривается.
Путникам ещё следует иметь ввиду, что Соловьевский КПП медленный, раскрывается исключительно в 10.00 по местному времени, ну и то отчасти, официально таможенники до 12.00 могут заниматься своими «учениями». Зато позже, наверстывая упущенное, заглядывать даже в сумки велосипедистов?
Дороги. Авто дорог в Монголии 75 тыс. км, по госучету, Но они практически сплошь грунтовые, другими словами в любом направлении пол дюжины накатанных путей, часть из их ведут на яйлу, на водопой, в сомон либо поселение, еще пока не откочевавшее с этих мест Так что, считай, протяженность дорог раз в 5 большая. И как следствие, знатоки предупреждали: нельзя путешествовать без проводника! Я не веровал: есть дорога, означает, понятно, откуда она к куда. Нет! Скотоводы знают только направления. Куда приведет неважно какая из этих дорог никому не любопытно. Шофер грузовика, внедорожника, гид в микроавтобусе-внедорожнике свои дороги знают по приметам. Указателей никаких. дорожная культура в дозачаточном периоде. В былые времена наши военные и штатские спецы достойные внимания себе дороги метили колышками. Сейчас от этих пометок ничего не осталось. Карата -чаще источник дезинформации. Горные реки снесли мосты, восстанавливать сейчас некоторому, накатали новые дороги на равнине в пустыне, где можно форсировать реки вброд /Баянхонгор Гоби-Алтай/,
Асфальтовое покрытие дорог начинается от Эрденэ, что в 72 км восточнее Улан-Батора, асфальтирована дорога и в первую столицу Чингисхана Хархорин и длится на 300 км до аймачного центра Арвайхээра. Город носит имя лошадки, которую 100 годов назад никакая другая опередить не могла», а упомянутый асфальт в этих местах усеян греющимися скорпионами. Они имеют вид и расцветку кремней, да ж вообщем в буддистском мире лучше не давить ничего живого. Есть и километровые столбы, но маркировали их падкие до огромных заработков укладчики асфальта. Но это еще куда ни шло на проезжей части головного проспекта столицы четыре 10-ка люков без крышек! По аква глади после дождика я проехал через один таковой колодец, позже безупречные «смирновские» колеса выправлял булыжниками.
Земли в Монголии каменисты, в горах дорога из большого щебня и маленького булыжника, а в пустыне из большого песка и маленького гравия. Переходная форма из 1-го состояния дороги в другое «стиральная доска» волновая колесная модуляция грунта томными машинами. Поэтому и по три дороги слева и справа выбирай наилучшую из всех нехороших. Мой «Белоснежный лебедь», столько повидавший с 1955 года, пару тыщ км держался стойко. Позже сломался. 16-мм «фаворитовский» вал каретки из спецсталей, 18 лет служивший верой и правдой. Сейчас без презренной кротовской методики до Гоби-Алтая не добраться. Ну и в аймаке невесело: вал не сварить и харьковский на смену ему не отыскать вся домашняя техника в Монголии издавна китайская. Отремонтироваться больше надежды в Улан-Баторе. Задружил с авиаторами, но у их самолет сломался, мне удалось отыскать старенькый вал, приобрести китайские подшипники 500 тугриков/ и разделаться с ремонтом ранее авиаторов. А главное лучше с трудом ехать вперед, чем просто ворачиваться вспять.
Пищу, если колеса не вязнут в размятом гравии, нагрузки значительные, не асфальт! Реализуются самые худшие опаски, все почаще срываются храповики пониженной передачи в германской планетарной втулке. Обидно, но желал бы я повидать велик более крепкий. Хотя освеженные прошлым летом в Норвегии храповые зацепления должны были выдержать и Монголию. Виню только компании, которые в розницу поставляют некондиционные запчасти.
Граница все поближе и поближе, дорога все выше и выше карабкается к снежным верхушкам. Ровная передача длительно такое не выдержит, естественно. В последнем татарском аймаке Баян-Улгие вчетвером с авиамеханиками местного, кстати, интернационального аэропорта разобрали ведомую втулку. Попробовали посчитать детали, но после семидесяти ужаснувшись, бросили подсчет. Помыли в солярке, подшлифовали храповики, использовали какой был ЗИП и, как ни удивительно, фактически верно собрали втулку, вернули работоспособность! Но на леченом жеребце, которого так очень укатали крутые горки… В Бийске к вокзалу подъезжал со скрежетом и всхлипываниями. Но был повод и торжествовать не повернул вспять, не отказался от загаданного.

Люди.
Монголия во всем страна контрастов. На таковой большой стране живойёт всего 2 миллиона человек, каждый 4-ый из их в столице. B 1-ый денек пути на 100 километрах я не повстречал ни 1-го человека. Дорогу спросить не у кого было. Карта заблудила. Исправился, стал придерживаться стальной дороги от нашей границы на Чойбалсан. Раз в неделю по ней проходит пассажирский поезд из 2-ух вагонов. А травки в этих местах богатые, повстречал даже колодец с затхлой водой пить некоторому, не вычерпывают. Ну и в центре страны, в Гоби, случается по 200 км людей не встретишь. Поэтому и сердечны встречи людей.
Будем в Монголии всех считать монголами. И омонголившихся на востоке страны бурятов, и омонголившихся казахов на западе. Вот только последние не запамятовали на генном уровне свое мусульманское прошедшее и езду в шортах, скажем мягко, не поощряют. Но неоспоримый вывод люди всюду предобрейшие, отменно доброжелательные. За все путешествие не было ни 1-го варианта, чтоб мне отказали в ночлеге либо приходилось испытывать нужду в еде. Основная пословица в Монголии: «Мой дом твой дом». Но к татарской еде нужно привыкать с юношества. В главном это «наган идэ»белоснежная еда молокопродукты, от простокваши /время от времени/ до упрессованного высушенного творога в большей степени, очень резкого на вкус. Скоро приходится внушать для себя, что в нем много кальция и он убережет от переломов при падениях, и он бактерициден, потому что бактерии подыхают уже от аромата. …Но охото контраста. А что? Вот мясо. баранина. Все бы ничего, да варят-жарят ее только до утраты мясом красноватого цвета, чтоб ценные свойства не потеряло. Да еще жилы. Их не разжевать, не проглотить. Положил в какую-то вазочку в виде пепельницы* Очень огорчил владельцев юрты. Не исключено, что это пепел протцов. Но, обычно, готовят мясную лапшу, приготовленную тут же из крутого теста. Так что есть можно. Но лучше, когда куски этого теста прожарены в бараньем жире. Это местный хлеб, «борц» именуется. Красота! Ну, манты, позы это не экзотика. Из экзотики рекомендую мясо тарбагана сурка-переростка. Мясо о лечебное, но многие боятся его есть, потому что тарбаганы переносчики чумы. Мне на первом же ночлеге при свете свечки мясо тарбагана в пиале протянула девченка, естественно, правой рукою. Не помню с просонья, какой рукою я взял пиалу. Отлично, если тоже правой. Не дай боже ошибиться -обида большая для монгола! Соблюдение массы обычаев в ламаистской /разновидность буддизма/ стране так же ритуально, как колокольный гул в христианстве либо рулады муэдзинов в магометанстве. «Обходительность от силы разума зависит»тяжело, но совсем нужно точнее запоминать очень трудные татарские имена.
«Все начинается с чая». Варят его из высушенных перетертых травок и кореньев, немного подсаливают и немного сдабривают молоком. Приятного чаепития! Но я на год сажусь на рыбную диету и сладкий чай. Рыбу-то монголы не ловят и землю не беспокоят, у их и сапоги-»гутулы» с загнутыми носами.
Еще монголы запрограммированы на оказание помощи. Это у их неодолимая органическая потребность. Случается, что помощи и просить не нужно, сами догадываются. Покажешь пустую флягу пока шофер канистру с водой достает, из фургончика протягивают соки, колу, конфеты, хлеб. Каково? Но я почаще грезил о неприятном. Например, в пустыне колючки обильны и вездесущи, бывало по 5 проколов в денек. Но попытайтесь отремонтировать 5 камер в массе помощников! Либо затолкать в таких критериях в каретку при подмене вала китайские подшипники с необычными шариками!
Не огорчайтесь, и взрослые и малыши от всего сердца хотят вам посодействовать!
Да ехать-то мне, а не им! Есть все, необходимо только, чтоб не помогали.
Классный люд, эти монголы. Явили миру самого зверского захватчика Чингисхана и в протяжении всей собственной истории чисто мирные люди, не ведут войну. Но при случае подтверждают, что вояки они потрясающие. В аймаках монументы монголам, воевавшим на наших фронтах с фашистами. 1939 год, Халхин-Гол. 12 тыщ монголов разгромили 40-тысячную японскую армию, вторгшуюся в МНР. Жители страны восходящего солнца не успокоились, двинули 75-тысячное войско. Г.Жуков посодействовал главнокомандующему Х.Чойбалсану. С этим наскоком совладали 57 тыщ красноармейцев и татарских боец. В аймачном центре Баянтумен, сейчас Чойбалсан, монументы с эталонами техники тех времен. В аймачном музее Ховда яркая панорама местного художника, отображающая отпор китайским агрессорам в 1948 г. Аймак отстояла тогда маленькая группа татарских солдат-пограничников… Но великодушная воинственность это не разбойная воинственность Чингисхана. Может, от нее уже ничего не осталось?
В глубинке меня приостановил конный батыр и грубо выяснял, не янки и не канадец ли я? А, российский!.. С российского что возьмешь? Уступил дорогу.
По пути в Арвайхээр двое конных подростков пробовали ургой стреножить мой велик. Было ли ему приятно, что его, «Лебедя» принимают за мустанга, но заднее колесо ему подпортили. Петлю пришлось срезать ножиком, тем же ножиком чуть удалось отогнать хулиганов. Отлично еще, что не было при их собак.
Монголию именуют «Государством белоснежных юрт». Я добавил бы, что это к тому же страна беспривязных собак. У одной из белоснежных юрт накинулась на меня одна такая лютая. Успел спрятаться за велик вцепилась в багажную сумку. Укрыли меня в юрте, так она принялась терзать велик, отгрызла алюминиевый щиток-подкрылок по самую его подпорку! А вдруг не удержат ее, пока ты уходишь от юрты? Собаки они тоже бывают различные. Практически у окончания пути в высокогорье и безлюдье мне довелось ночевать на яйле. Увидел, что две собаки охраняют меня. Как они отстали от откочевавшего стойбища, не знаю, но они верно несли свою службу. И может быть, это оказалось кстати. В тех местах и волки водятся, и рыси. Лис-корсаков сам лицезрел. Молвят, и медведи встречаются… Справка: В Монголии обретается 140 видов млекопитающих, 436 видов птиц, 21 вид рептилий, 8 амфибий, 75 видов рыб.
Почти все завлекает туристов со всего мира в Монголии. И не только лишь охота на архаров, верблюжий туризм либо кладбище динозавров. Вне конкуренции уникальные ламаистские храмы и монастыри. Всемирно известен монастырь Гандан в центре Улан-Батора с храмом Жанрайсинг. Тут умопомрачительная по красе скульптура Будды высотой 26, 5 м. А в Хархоринский монастырь Эрденьдзу ведут историков религий все дороги. Три храма этого монастыря овеяны к тому же духом Чингисханства. Конкретно тут удельными ханами 44-летний Тэмучин был поднят на белоснежном войлоке ипровозглашен Величавым каганом. Чингисханом -»посланцем богов». Тэмучин назначил себя сам, за ранее сварив живыми в котле тех из ханов, которых считал соперниками.
Надомские национальные спортивные игры со времен Чингисхана часто проводятся посреди июля, а с 1921 г. приурочиваются к Деньку государственной независимости II июля. Красочен сам праздничек с выступлениями военных оркестров и фейерверками. И уж совершенно неподражаемы 3-дневные спортивные состязания по основным видам государственного спорта: борьбе, скачкам, стрельбе из лука. Дождаться и поприсутствовать на праздничке можно, приютившись в дешевеньких /I-2 бакса в денек/ гостиницах в северной части Улан-Батора, таких как «Залучуд», «Мандхай» с дешевенькими китайскими ресторанами. Обменный курс рубля в местных банках 28 тугриков. Хлеб 250 тугриков. Во дворы жилых кварталов завозят доступное молоко /но нужно кипятить/, овощи лучше брать не в торговом центре, а в уличных лавчонках. Тут лук вдвое дешевле 300 тугриков.
Представители нашей прессы посодействовали мне обзавестись корреспондентской аккредитацией с правом посещать и фотографировать все виды состязаний. Надомские игры параллельно со столичными проходят во всех аймачных центрах. В столицу съезжаются только самые именитые звезды государственного спорта, Одних только бойцов приезжает до 2000 человек.
Государственный праздничек раскрывается праздничной речью Президента и ритуальным выносом 9 /священное число/ Золотых штандартов Чингисхана. У этих штандартов спортсмены дают торжественную клятву. Следуют показательные выступления артистов и спортсменов прямо до гонок велосипедистов на выбывание и приземления парашютистов на поле переполненного Центрального стадиона. Мой велопробег был посвящен монгольско-российской дружбе, и на этот Надом я привез 1300 км тяжелых дорог Восточной Монголии. Ректоры институтов и председатели демократических партий вручили мне юбилейную медаль Чингисхана.
3-дневные состязания бойцов в 8 турах выявили 8 «соколов», 4 «львов», 2 «великанов» и, в конце концов, «непобедимого великана», В эти же деньки на поле близ урочища со «Ставкой Чингисхана» проходили состязания всадников, начавшиеся с заезда 3–13-летних джигитов и выявившие в конце «самого резвого из 10 тыщ». А на стрельбище Центрального стадиона лучники боролись за звание «мергена» -самого меткого, мечтая прогуляться на мергена из команды Чингисхана. Знаменитый Есунки попадал в цель с полукилометра.
И вот поездка завершена. «Белоснежный лебедь» отремонтирован и готов к предстоящим походам. Но если б мне поновой предстояло ехать по Монголии, я кое-что изменил бы в собственном «металлическом жеребце»
1. О высокоскоростной езде не может быть и речи, шины можно взять потяжелее, калибром более 37,5 мм. По этой же причине и при собственном далековато не великанском росте мог бы и колеса взять из гармонических себе не по максимуму. а по минимуму 24 дюйма.
2. Беря во внимание, что всю дорогу употребляется силовая передача, взял бы ведомую звездочку покрупнее, 24-зубовую.
3. Повидав все, что внесла в ведомую втулку наружняя смазка, беру для себя за правило: использовать впредь только втулки с центральной масленкой и плотной крышкой. Смущен также и тем обстоятельством, что татарских дорог не выдержала надежная, с освеженными в прошедшем году храповыми зацеплениями З-скоростная планетарная втулка германского производства. Отношу все это за счет компаний, пускающих в розничную продажу на запчасти некондиционные детали. Не исключено, что на настолько тяжелых дорогах понадежнее будет роликовое зацепление втулок «Торпедо».
4. Вспоминаю 86-летнего сотруднику по велопробегам петербуржца Николая Ивановича Петрова, сейчас покойного. Он предпочитал велики с открытой рамой. Татарские дороги, на которых то и дело останавливаешься и садишься поновой, перебрасывая ногу через багажник, дают подсказку, что и юным 70-летним спортсменам открытая рама будет поудобнее.

Подстраховываясь на случай встречи с такими дорогами в ближнем будущем, я подготовил таковой велик и приступил к ходовым испытаниям. Пока все меня устраивает.

Аналогичный товар: Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.