На обломках великой цивилизации

На осколках величавой цивилизации Поселок Инчоун – это всего несколько 10-ов домов, прижавшихся к прибою меж сопками и берегом Ледовитого океана. Очень тихий и очень незапятнанный. Еще пару лет вспять единственным средством массовой инфы тут было только радио. На данный момент вот поставили ретранслирующую станцию, и в дома инчоунцев пришло телевидение. Но Инчоун от этого не выиграл. Тут живут другие люди – и по ментальности, и по укладу жизни.
Основное население поселка – чукчи и эскимосы. Притом эскимосов – большая часть. Кстати, есть и российские – председатель местного поселкового совета, избранный жителями прямым потаенным голосованием на другой базе, фельдшер со собственной супругой, тоже доктором и шофер-тракторист.
Но главные персонажи местной истории – эскимосы и чукчи, живущие тут веками. Праотцы из поколения в поколение передавали им свои обычаи, предания и нехитрые, на 1-ый взор, способности.
Чукчи и эскимосы. Чукчи и эскимосы – два близких этноса. Но близость их (географическая и государственная) очень относительна. Во-1-х, язык – у каждого собственный. Большая часть населения Чукотки – российские и украинцы, чукчи имеют свои особенные традиции – они номады, строй жизни и уклад которых стопроцентно зависят от основного занятия – выпаса оленей. Эскимосы ведут оседлый стиль жизни, занимаются в главном промыслом морского зверька, живут в поселках, в конкретной близости от мест промысла – другими словами на берегах Северного Ледовитого океана. Эскимосы считают себя более образованными и культурными исходя из убеждений развитой европейской цивилизации. В принципе, это так и есть и разъясняется это довольно легко – эскимосы, живущие на берегу океана, в протяжении последних 200–300 лет повсевременно общались с русскими, норвежскими и южноамериканскими мореплавателями, которые привносили в их быт, уклад и культуру эти самые зачатки европейской культуры.
Вообщем близость и разность цивилизаций для Чукотки в целом и Инчоуна а именно имеют огромное значение. Чукчи и эскимосы, живущие в Инчоуне, только снаружи приняли европейскую цивилизацию с ее потребительским либо, грубее, товарным акцентом. В домах инчоунцев оказывается на виду практически полное отсутствие вещей. Кровати, столы, стулья – чуть не единственное, что приняли они от европейской цивилизации. Чукчи вообщем ощущают себя очень некомфортно в 4 стенках, так как привыкли к большущим просторам тундры. Мебель им в данном деле вообщем не нужна, не скитаться же по тундре с буфетом и телеком.
На осколках величавой цивилизации Первейшим другом чукчей и эскимосов являются собаки. Это чукотские лайки – поразительные животные. Лайка может неделями тянуть упряжку в зимнюю стужу, не принимая никакой еды, не опасается мороза. Необычно миролюбивы и привязаны к человеку. Часто хозяева, не имеющие способности прокормить собак, выпускают их на волю и те, покормившись на свалках, а так же в тундре маленькими животными и еще Бог знает чем, через две-три недели ворачиваются к обладателям. Уничтожить собаку посреди чукчей и эскимосов считается одним из самых ужасных и беспощадных злодеяний.
Потаенна Величавого Рытхэу. Самым величавым и известным чукчей является чукотский писатель Юрий Рытхэу. Конкретно он отдал поразительные по собственной силе и красе описания жизни чукчей. Но в Инчоуне пару лет вспять один эскимос поведал мне тайну происхождения вправду величавого чукотского писателя.
Оказывается, как убеждал меня старейшина местного эскимосского рода, папой грядущего писателя был норвежский мореплаватель, имени которого история не сохранила, а мама – эскимоска из Уэлена. Правда, отчим – реальный реальный и потомственный чукча. Таким макаром узнаваемый писатель и соединил внутри себя истоки 3-х на самом деле культур – европейской, эскимосской и чукотской. Вообщем смешанные браки посреди эскимосов и чукчей очень приветствовались.
Прижавшийся к берегу океана Инчоун живет собственной медленной и очень внутренне насыщенной жизнью. Каждый раз, когда неподалеку от берега останавливается в маленькую летнюю навигацию теплоход с продуктами, все чукчи и эскимосы садятся в утлые лодки и подплывают к нему, все дружно разгружают его, а позже так же дружно часами стоят в очередях в местном магазине. Местный магазин работает по никогда непонятному и негде не утвержденному графику. Когда есть в магазине продукты и вещи, может работать чуть ли не весь световой денек, а товаров становится не достаточно, приходится идти за продавщицей домой. Чтоб она открыла магазин и продала пачку соли. Часто и средства чукчи и эскимосы не платят, а их долги записываются продавщицей в толстую промасленную книжку. Позже, когда получат заработную плату, пенсию либо пособие, покупатели рассчитаются за все сходу. На осколках величавой цивилизации
Чукчи и эскимосы очень обожают малышей и относятся к ним лаского, заботливо и в тоже время с малолетства приучивают к труду, к охоте, промыслу и выпасу оленей. Полностью все чукотские и эскимосские малыши – превосходные живописцы, передающие в рисунках необычно прекрасный, сказочный и доверчивый мир. Но в старшем возрасте у многих из их этот дар тает либо теряется совершенно. Немногие сохранившие его работают позже в примыкающем с Инчоуном Уэлене. В местной косторезной мастерской, где делаются всемирно известные расписные моржовые клыки.
Наибольший праздничек в Инчоуне – Денек кита, когда первого в сезоне кита забивают китобои и подтаскивают его тушу к берегу. Люди поют, пляшут и радуются от всей души, как малыши. Потом начинается чисто языческий ритуал разделки туши, кусочки которой растаскивают местные обитатели по своим домам.
Самым священным лакомством на таком праздничке становится «мантак». Сила мантака и его последствия. Мантак (либо мантаг) – это кусок китовой кожи с прослойкой сверху белоснежного китового жира. Смотрится очень аппетино, употребляется в еду в сыром виде. Типичный бутерброд из темный толстой кожи и белоснежного жира сверху. Едят только жир, посыпав его солью (эскимосы могут есть и без соли). Видимо, жир этот вправду имеет какие-то дополнительные вещества, по вкусу совсем не похож на сало. По преданию, мантак наращивает мужскую силу. Обычно, через девять месяцев после Денька кита в Инчоуне возникают новорожденные.
Вообщем еда эскимосов – необыкновенна и не хоть какому европейцу по нутру. Самым странноватым является копальхен – заплесневевшее при определенном режиме плохо пахнущее моржовое мясо. Есть его, кажется, могут только чукчи и эскимосы. Меж тем ученые узнали, что копальхен содержит огромное количество натурального пенициллина, который дезинфицирует человеческий организм и помагает ему преодолеть огромное количество внутренних заболеваний.
Величавая цивилизация, о которой мы ничего не знаем. Заглавие чукотскому поселку Инчоун («оторванный нос») отдала соответствующая гора, высящаяся неподалеку от самого поселка. Вообщем полностью все, что окружает чукчей и эскимосов, имеет свои наименования. Мир вокруг их, по-видимому, живет собственной одушевленной жизнью. Сами чукчи и эскимосы не достаточно говорят об этом мире, они просто понимают его без слов и многому из собственных чувств не могут отыскать словесное выражение. И чукчи и эскимосы очень бережные охотники. Берут только то, что необходимо в еду. Оленей забивают старенькых и нездоровых, которые мешают стремительно передвигаться стаду. И оленье стадо дает эту свою дань человеку достаточно расслабленно. Зато человек охраняет стадо от волков, отыскивает воду, смотрит, чтоб стадо передвигалось к более наилучшим участкам с оленим мхом (мхом, который употребляют олени в виде корма). Так же поступают и эскимосы – никогда не забьют моржа больше, чем необходимо в еду.
И что любопытно, полностью все, что добывают чукчи и эскимосы, на 100 процентов употребляется в еде и быту. Ничего никогда не выбрасывается. По сути чукчи и эскимосы сделали уникальную гармоническую цивилизацию, в какой человек не владелец, не добытчик, а часть природы, дающий ей защиту и получающий от природы то, что ему необходимо для воспроизводства и мирной сытой жизни.
Но последние десятилетия меняют мир – гармония разрушается, европейцы, управляющие Чукоткой до недавнешнего времени, добивались выполнения и перевыполнения плана по мясу, и оленьи стада стали таять, они же заставляли эскимосов держать в неволе животных (соболя, к примеру) и подкармливать их китовым мясом. Принесли водку и заболевания, которые не уходят из замкнутого и хрупкого мира Севера десятилетиями, невзирая на все усилия докторов.
Инчоун – это небольшой островок этой еще не до конца погибшей Величавой Цивилизации.

Захар Виноградов

Аналогичный товар: Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.