Горы, боги, люди и водопады

Горы, боги, люди и водопады «Этот в белоснежных снегах горнолыжный лицей – панацея от наших несчастий», – с легкой руки Юрия Визбора заглавие горного селения Цей сейчас безизбежно рифмуется с азами горнолыжного мастерства. Но склоны Цейского ущелья – отрада не только лишь для лыжников и сноубордистов, как начинающих, так и полностью проф.
Тут круглый год покоряют верхушки, прикасаются к старым святыням и поклоняются старым божествам, наполняя легкие целительным воздухом Цея. В Цее вправду есть горнолыжный «лицей», при этом не обычный, а отделение Русской государственной горнолыжной школы (РНГШ), которое готовит обученных инструкторов. Место выбрано более чем подходящее: на Цейских склонах есть трассы фактически всех уровней трудности, а уникальный климат ущелья позволяет в комфортабельных критериях кататься с октября по конец мая. Цейское ущелье образуют два расположенных подковообразно хребта, из-за чего район также часто именуют Цейской подковой. Благодаря такому рельефу сильных ветров тут фактически не бывает. Обычно, скорость ветра в Цее не превосходит 1 м/с, тогда как ветра Домбая и Приэльбрусья размеренно «гоняют» со скоростью 2–4 м/с. Время от времени, правда, случаются «фены» – это такие опасные зимние ветры с гор, которые несут резкое потепление, до 8–10 градусов. Вобщем, эти колебания больше осязаемы в низине и фактически никак не оказывают влияние на качество катания. А вот что оказывает влияние – так это снег и солнце, которых в Цее до неприличия много. В году тут 2256 солнечных часов! Для сопоставления: в Теберде солнце светит 1483 часа в год, в Красноватой Поляне –1675 часов, а в швейцарском Давосе – 1804 часа. Снег укрывает Цейские склоны во 2-ой половине октября, но время от времени может выпасть и в сентябре, открывая горнолыжный сезон. Вобщем, на высотах более 3500 метров он вообщем не тает, что позволяет развивать в Цее уникальный вид спорта – Ski-альпинизм. 3–5 месяцев в году снег тут держится сухой, кристаллический, более удачный для катания, а толщина покрова добивается 3–4 метров.
Сильных морозов, как и сильной жары в Цейском ущелье фактически не бывает. Средняя температура зимой – минус 5,3 градуса, летом – 15–17 градусов. Высоты в Цее также на хоть какой вкус – от 1300 м в районе поселка Бурон до 4646 м на высшей точке – горе Уилпата. И это событие вместе с необыкновенно сложным, необычным рельефом не меньше лыжников завлекает в Цейское ущелье альпинистов. Склоны ущелья, в особенности северной его стороны, очень расчленены речной и ледниковой эрозией, на верхушках покоятся нескончаемые снежно-ледниковые шапки. В особенном почете у альпинистов пики «Москвич», «Уилпата», «Адайхох», «Кальпер», «Вильс», «Сонгути»… Склоны гор испещрены реками, водопадами и каньонами, глубина которых добивается 2-ух км. Естественные спортивные препятствия в виде валунов, скал и иных каменных глыб делают Цей безупречным альпинистским полигоном.
Святилище Реком Но Цейское ущелье – это не только лишь экстрим, да и зание, при этом, как говорят местные обитатели, самое высшее и нужное зание, открывающее путь в нескончаемую жизнь. Идет речь о святилище Реком, который вместе с храмами Мкалгабырта и Таранджелос считается одной из «трех слезинок Бога» – арийского Одного Бога, который почитался аланами (нартами) в дохристианские времена и почитается до сего времени. Принято считать, что Реком выстроил за длительное время до христианства ангел Уастырджи – покровитель воинов, тружеников и путников, главная фигура нартовского эпоса. В современной литературе и публицистике Уастырджи часто отождествляют с христианским святым Жорой, находя фонетическое созвучие в именах и отмечая похожее культовое содержание. Осетины против такового толкования никогда особо не возражали, видимо, не хотя прослыть язычниками, к тому же доминирующее в их религиозном сознании понятие Одного Бога совсем не исключает обилия святых. Но, естественно, Уастырджи – это не Жора, а отдельное и особо почитаемое в Осетии древнее божество, за помощью к которому осетины обращаются во всех сферах жизни. Горы, боги, люди и водопады
Исследователь и архитектор-реставратор С. Х. Джанаев считает, что святилище Реком в первый раз было выстроено в эру средней бронзы, другими словами за 2 тыщи лет до нашей эпохи. В первый раз – так как позднее древесный Реком не раз разрушался, сгорал, строился поновой и переносился с места на место. Последний раз Реком сгорел дотла от удара молнии в 1995 году и был восстановлен по чертежам командой энтузиастов, руководимой Джанаевым. На сегодняшнем месте храм не мог появиться ранее XII века, потому что эту местность занимал Цей-Сказский ледник. Исследователи считают, что вначале постройка находилась существенно ниже. Но это и беспринципно, так как, как пишет Джанаев, «в осетинском (арийском) осознании храм не ограничивался одной постройкой, в понятие храма заходила вся окружающая природа (горы, лес, тропы, одним словом, все обозримое с места молельни), все ущелье, также целый ряд строений, заключенных в единый комплекс (цардаки, алтари и т. д.). Примером может быть Сидан (Сидан, либо Мкалгабырта – один из 3-х святых братьев-святилищ: Реком, Мкалгабырта, Таранджелос), в понятие которого заходит и само святилище, и все ущелье. Таким же примером может быть Реком, в понятие которого некогда входило все Цейское ущелье в 21 километр, называемое в древности «Ивард-Реком» («Запретный Реком»).
Снаружи Реком представляет собой собранное из дерева, без одного гвоздя (не считая окованных ритуальных дверей и ставен) здание прямоугольной формы, окруженное округлой каменной оградой. Ранее, по преданию, в Рекоме совершались осетинские культовые ритуалы. Один из таких обрядов – братание перед военным походом – описан у Джанаева: «Хранитель-дзуарлаг брал у каждого из воинов по одной стреле, размешивал их, потом одну из их втыкал в стенку, другую разламывал и кидал в угол святилища (этим действием вроде бы восхвалялось достойное побратимство и проклиналось отступничество). Дальше хранитель брал чашу с пивом, молился, отпивал малость и передавал ее старшему побратиму. Тот, в свою очередь, помолившись, также малость выпив, кидал в чашу монету и передавал ее младшему побратиму, который, выпив чашу до дна, брал монету и организовывал маленький пир (кувд) по этому поводу у себя дома».
Сейчас, с сожалением замечают исследователи, многие ритуалы позабыты и люди приходят к святилищу, чтоб абстрактно поклониться божествам, о которых имеют очень смутное пред- ставление. Считается также, что при- несение жертв и даров (мысайнаг) к Рекому за погибших поможет им об- рести нескончаемую жизнь, попасть в рай, который в осетинской духовной традиции представляется ковром из зеленоватых лугов и пастбищ. Меж тем, вокруг Рекома начинает формироваться центр этнографического туризма, где можно понаблюдать за восстановленными торжественными ритуалами, слушать осетинские песни и предания, узреть народные танцы и состязания. Раз в год в ноябре у святилища Реком проходит праздничек Джеоргуыба, посвященный Уастырджи. Пиршества, начало которых знаменуется закалыванием жертвенных животных, продолжаются целую неделю. В прежние века этот праздничек собирал тыщи паломников и становился осетинским подобием Олимпийских игр: мужчины состязались в танцах, пении, скачках, стрельбе из лука и рукопашной борьбе. Сейчас энтузиасты пробуют вернуть эту традицию, так что в скором времени праздничек может стать принципиальным туристским событием.
Но наслаждение это доступно только мужикам: Реком – мужской храм, и дамам подходить к нему строго запрещено. Вобщем, неподалеку от Рекома существует несколько дамских храмов, к примеру, святилище Мады Майржм, куда, напротив, не должна ступать нога мужчины.

От знаменитого Цея – к фешенебельному «Мамисону»

Горы, боги, люди и водопады Заглавие одной из наикрасивейших вершин, окружающих Цейское ущелье, отдало имя новенькому горнолыжному курорту, который в наиблежайшие годы появится на местности Северной Осетии. Проект «Мамисон» в правительстве республики именуют сейчас «главным приоритетом» и не колеблются, что он составит достойную конкурентнсть не только лишь олимпийской Красноватой Поляне, да и наилучшим европейским зимним курортам. На создание «Мамисона» до 2012 года уже запланировано выделить 3 млрд 200 миллионов рублей федеральных средств, окончательная же сумма инвестиций может составить порядка 30 миллиардов руб. Мастер-план грядущего горнолыжного курорта разработан группой проектировщиков из Санкт-Петербургского института «Росинжиниринг», но за право сотворения Генплана ей еще предстоит побороться на тендере. План впечатляет: в «Мамисоне» планируется выстроить лыжные трассы всех категорий трудности общей протяженностью более 120 км, самая длинноватая из которых – 8 км. Обслуживать трассы будет сеть канатных дорог нового поколения. Сразу курорт сумеет принять до 7,5 тыщи туристов.
Уже изготовлены нужные расчеты для прокладки инженерных сетей, газового и энергетического снабжения, подъездных дорог (от федеральной трассы «Мамисон» отделяют всего 11 км, путь из аэропорта займет менее полутора часов). В новеньком комплексе подразумевается не только лишь принимать туристов, да и проводить международные соревнования. «Мировой денежный кризис замедлил наши деяния, но мы не отказались от освоения в республике восьми рекреационных зон. И самое главное, продолжаем продвигать идею строительства круглогодичного горноспортивного комплекса «Мамисон», который по своим чертам отвечает всем интернациональным стандартам», – заявил не так давно глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. А раз так, в скором времени у осетинского «горнолыжного лицея» может показаться полностью достойный филиал. Казбек для «ленивых» и отважных Географическая несправедливость: одна из самых прекрасных и узнаваемых вершин Рф, величавый Казбек, не удостоился никаких официальных титулов. Гора Белуха (4506 м), например, носит звание высокой верхушки Сибири, не особо выдающийся Монблан (4808 м) стал чуть не гербом Евросоюза, и даже прыщик Говерлы (2061 м) объявлен государственным достоянием Украины, к высочайшей точке которого президент Ющенко своими руками таскает трезубцы и остальные муниципальные знаки. А вот Казбек – «всего лишь» один из пятитысячников (5041 м), каких меж ним и Эльбрусом (5642 м) насчитывается еще как минимум четыре: это горы Дыхтау (5204 м), Коштантау (5151 м), Шхара (5068 м) и Джангитау (5058 м).
Как минимум, так как верхушкой, пиком можно на теоретическом уровне считать хоть какое возвышение либо гору на склоне горы. Например, всем понятно, что Эльбрус – это двуглавая гора, и ее наибольшая высота определена по «верхней голове». А если вторую «голову» считать отдельной верхушкой, что, с позиций геологии, полностью легитимно, то она немедля «сдвинет» Дыхтау на 2-ое место, а Казбек аж на седьмое. А если посчитать все выступы Коштантау и Шхары?.. К чему мы все это говорим? Да к тому, что Казбеку глубоко наплевать на титулы. Ему довольно той славы, которую принесло изображение на пачке русских папирос. И харизмы могучего пятитысячника, привлекающего альпинистов со всего мира. Уникальность Казбека в том, что покорить его могут как бывалые, так и начинающие альпинисты, правда, идти им придется различными способами (если, естественно, матерые покорители не захочут вдруг побаловать себя преимуществами новичков). Осетинские турфирмы предлагают для таких случаев само мало три различных «графика покорения» Казбека: «слабый», обычный и спортивно-экстремальный. Более пользующиеся популярностью маршруты 1– 4-й категории трудности проходят по Геналдонскому ущелью. Группы стартуют от курортного селения Кармадон, проходят через нижние и верхние ванны Кармадонских термальных источников и расползаются по различным тропам, зависимо от избранной трудности маршрута. Программки рассчитаны на 7–12 дней.

Кто шумит в «городе мертвых»?

Один из самых увлекательных туристских маршрутов в Северной Осетии проходит по горным речным равнинам, именуемым Куртатинским, Алагирским, Дигорским и Даргавским ущельями. На этом маршруте сосредоточено неограниченное количество природных и исторических памятников, дающих полное представление о старой культуре Алании. Близ селения Даргавс, на юго-западном отроге горы Читджитыхох находится известный «город мертвых» – некрополь из 97 полуподземных и наземных каменных родовых склепов, которые были построены в период с IX до XVII века. Само селение окружают родовые башни, служившие как жильями, так и оборонительными сооружениями. Самая популярная – 16-метровая башня Мамсуровых, которую именуют самым показательным примером осетинского каменного зодчества. Арочный вход в случае угрозы намертво закрывался окованной железом дверцей, и люди подымалиь в башню по приставной лестнице. На склоне горы Раминыраг высится башня Аликовых, которая контролировала подступы к Даргавсу со стороны Геналдонского ущелья. На восточной окраине селения размещена жилая башня Дегоевых, рядом с которой обнаружены руины боевой башни. В Даргавсе сохранились также комплекс Тароевых, замок Сахмановых, башни Джибиловых и Сасиевых, также огромное количество других памятников неустановленной принадлежности. Очевидно, обладателями таких сооружений были самые обеспеченные фамилии. Путников в ущельях и равнине реки Мидаграбин повсевременно преследует сильный звуковой фон – это рокот горных потоков и падающей воды. С ледников верхушки Джимарай-Хох начинают собственный бег бессчетные Мидаграбинские водопады, главный из которых – Большой Зейгелан (падающая лавина) – заходит в пятерку самых больших водопадов мира. Потоки воды устремляются вниз с высоты 750 метров! (Для сопоставления: наикрупнейшие водопады Европы – Гаварни во Франции и Кримль в Австрии – падают с высот соответственно 422 и 380 м). По высоте Большой Зейгелан в Рф разделяет первенство с Тальниковским водопадом, что на плато Путорана, а вот по антуражу, пожалуй, не имеет для себя равных. Дело в том, что его окружают еще семь водопадов, образующих огромный каскад. Следить со дна большой чаши Мидаграбина за восемью потоками ревущей воды – непередаваемый аттракцион! Мидаграбинские водопады – пульсирующие, мощность их потоков находится в зависимости от температуры воздуха. Наилучшее время для посещения равнины – июль-август, в другие месяцы водопады приметно слабнут, а некие из их исчезают совсем, чтоб с новейшей силой обвалиться на землю с пришествием лета.

Что поглядеть / посетить

Цейское ущелье:
Водопад Зейгелан и равнину реки Мидаграбиндон
Даргавс – «город мертвых»
Куртатинское ущелье
Кобанское ущелье
Северо-Осетинский природный заповедник.

Во Владикавказе:
православный храм Рождества Пресвятой Богородицы, армяно-григорианскую церковь, лютеранскую кирху и суннитскую мечеть
Музей истории, архитектуры и литературы
Парк культуры и отдыха им. Коста Хетагурова
Проспект Мира (бывш. Александровский)
Ресторан «Музей»
Футбольный матч с ролью «Алании»

Что отведать

Осетинские пироги всех видов и форм
Осетинский сыр
Курица «карчы» под сметанным соусом
Ахсарфамбал (шашлык из кусков легкого либо печени животного, обернутый в сальник)
Арака – осетинская кукурузная водка

Что привезти в подарок

Серебряные брелоки и декорации с изображением святого Уастырджи (Св. Жора)
Кинжалы и клинки
Куколки ручной работы в государственных нарядах
Осетинский сыр в подарочной упаковке
Компакт-диски с осетинской музыкой
Государственная керамика и деревянные изделия

Аналогичный товар: Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.