Альпинизм – здоровый образ смерти?

Альпинизм – здоровый образ погибели?

Альпинизм - здоровый образ погибели? Что принуждает людей идти в горы – с этого сакраментального вопроса начинается большая часть книжек, посвященных дилеммам альпинизма, либо воспоминаний узнаваемых горовосходителей. Точного ответа на него обычно не приводится.
Заместо этого имеются расплывчатые рассуждения о погоне за необыкновенными впечатлениями и чувствами, выбросе несчастного адреналина (гормона, играющего активную роль в процессах передачи нервного возбуждения и обмена веществ), преодолении чего-то смутного внутри себя и в других, упоминание некоторых красот, которых «понизу не встретишь, как ни тянись, за всю свою счастливую жизнь».
Но горы потенциально небезопасны. При этом не только лишь потенциально, да и кинетически! Основная их опасность – это гравитация. Она в конечном счете и вызывает падение камешков, кусков льда и снежных лавин не ввысь либо куда-нибудь вбок, а конкретно вниз – на головы альпинистов, некстати подвернувшихся на их линии движения. И конкретно гравитация приводит к падению самих альпинистов, безуспешно либо некорректно пристегнувшихся к веревкам, пренебрегших правилами страховки либо плохо забивших скальный крюк. В итоге падения человек очень травмируется либо погибает. Небезопасны также особенности высокогорного климата: разреженная атмосфера, которая приводит к высотной гипоксии, сильный ветер, способный просто скинуть человека со скального гребня в пропасть, стремительная смена неплохой погоды на грозовую, чреватую шквальными ливнями, селями, ударами молний и т.д.
Но люди все равно продолжают туда стремиться. Начиная с 2000 года Белорусская федерация альпинизма растеряла 4 человек: в 2000 г. Николай Конопелько умер при восхождении на верхушку Хан-Тенгри, в 2001 г. – Олег Колюжный и Алексей Наганов погибли в районе горы МНР в альплагере «Джантуган», в августе 2004 г. – инструктор альпинизма, кандидат в мастера спорта Екатерина Ковган катастрофически погибла при спуске с пика Австрийского Комсомола в альплагере «Алибек». Виноватых в этих грустных событиях нет. Все погибшие были отлично приготовленными для собственного уровня и квалификации спортсменами, часто посещали тренировки и сдавали нужные спортивные нормативы. Просто они оказались в неудачное время в неудачном месте.
В японской религии синтоизме перед трудной дорогой в горы совершается особый обряд задабривания духов Ками, ответственных за неопасное прохождение сложного маршрута. Трудно сказать, как это может посодействовать. Можно ли вообщем как-то задобрить «духов теории вероятности и комбинаторики», чтоб сами собой сорвавшиеся со скального гребня камешки пролетали мимо, а подтаявшие снежные мосты через трещинкы в ледниках обрушивались в хоть какое другое комфортное для их время, а не под ногами прАльпинизм - здоровый образ погибели?еодолевающих их альпинистов?
Поставленные вопросы относятся к категории философских. И каждый человек должен отвечать на их сам, согласно своим своим религиозно-этическим мнениям и убеждениям. Многие православные священники осуждают занятие альпинизмом вровень с другими видами экстремального спорта, находя его небезопасным и приводящим к неоправданной смерти людей. Но жизнь хоть какого человека коротка и быстротечна. Не поехав в горы, можно угодить в авто катастрофу либо стать жертвой производственного травматизма, падения с лошадки либо велика. Ворачиваясь к теории вероятности, таких рядовых случаев несоизмеримо больше, чем произошедших со спортсменами в горах. Просто мы к ним привыкли, и они не вызывают бурного публичного резонанса.
В «Книжке самурая» создателя Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ» («Сокрытое в листве») находятся последующие советы: «Увидеть неизбежность погибели следует раз в день. Каждый денек, когда тело и разум пребывают в покое, необходимо представлять для себя, как тебя пронзают стрелами, убивают выстрелом из ружья, протыкают копьем либо разрубают клинком. Каждый денек необходимо воображать для себя, как ты погибаешь в пылающем здании, как тебя уносят большие волны, поражает молния либо присыпает осколками каменных стенок во время землетрясения. Каждый денек необходимо переживать падение с высочайшей горы, погибель в итоге заболевания либо суицид после погибели владельца. Каждый денек без исключения необходимо считать себя уже мертвым».
Подобные наставления можно повстречать и у Карлоса Кастанеды. Такие советы для старых японских «спортсменов»-самураев, приспособленные к современным условиям, возможно окажутся полезными и для сегодняшних альпинистов. Подобные размышления до выхода на непростой горный маршрут позволяют поглубже сосредоточиться и внутренне собраться. Снова совсем обмыслить, все ли подготовлено и изготовлено для неопасного и безаварийного проведения грядущего восхождения. И снова задать себе все тот же вопрос – зачем весь этот риск нужен? Как он оправдан? Соответствует ли уровень квалификации, физическая и техно подготовка спортсмена категории трудности верхушки, избранной им для восхождения?
Некие ученые-психологи считают, что для самого существования человека разумного как био вида людям нужно испытывать некое количество контролируемого риска. Опыты на лабораторных животных (зайчиках, мышах и крысах) проявили, что в полностью подходящей среде обитания (богатство калорийной пищи, лучшая температура, отсутствие естественных врагов-хищников) происходит деградация вида. «Искусственно осчастливленные» животные толстеют, делаются ленивыми, начинают болеть и перестают плодиться. Похожие процессы имеют место и у людей, жителей урбанизированных крупных городов.Альпинизм - здоровый образ погибели?
Одним из лекарств-противоядий такового рода от схожей деградации и вырождения могут служить занятия альпинизмом. Систематическое занятие альпинизмом подразумевает неизменное поддержание хорошей физической формы и содействует формированию больших морально-волевых свойств, ответственности и дисциплины. К огорчению, Беларусь – страна равнинная, гор у нас нет. Для совершения альпинистских восхождений приходится выезжать в альплагеря, расположенные в горах Кавказа, Тянь-Шаня, Памира либо Алтая, а меж поездками проводить так именуемую предлагерную подготовку: неизменные общефизические тренировки, беговые и лыжные кроссы, спец занятия в тренажерных залах и на скалолазных щитах.
В текущее время в Минске интенсивно действуют последующие альпинистские клубы: «Зенит» (управляющий Геннадий Ковенский), «Вымпел» (Федор Корбут), «Хан-Тенгри» (Николай Бандалет), «Эхо» (Александр Гончаров) и «Надир» (создатель этих строк). Существует Белорусская федерация альпинизма во главе с Александром Годлевским. Деятельность этих организаций ориентирована на обеспечение безаварийного и неопасного пребывания в горах, совершение восхождений, присвоение спортивных разрядов и званий.
Приближается лето. Начинается альпинистский сезон. И люди упрямо будут продолжать стремиться в горы, навстречу собственной судьбе. И только от духов Ками и теории вероятности зависит, возвратятся ли они оттуда живыми и бодрствующими.

Евгений ДИКУСАР, мастер спорта РБ по туризму, инструктор альпинизма

Аналогичный товар: Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.